Проектирование выборки является процессом, который предназначен для составления такой группы, принадлежащей к генеральной совокупности, которая будет иметь минимальное количество людей (или других объектов), и при этом с максимально возможной правильностью отражать мнения и характеристики генеральной совокупности.
При построении выборки как правило используется принцип случайности, означающий в нашем случае равномерность распределения и, как следствие, высокую репрезентативность.
Проектирование выборки включает в себя несколько этапов, а именно:
- Определение целевой совокупности. На этом этапе производится выяснение того, какая именно группа должна быть исследована для получения необходимых маркетинговых данных.
- Составление списка совокупности. На этом, втором, этапе необходимо получить базу, содержащую данные о представителях целевой совокупности для построения контура выборки. Здесь также необходимо проанализировать контур выборки и сделать выводы о том, попали ли в список люди, не являющиеся представителями генеральной совокупности, и наоборот, не существует ли таких групп людей, которые являются представителями ГС, но в список не попали.
- Следующим этапом является проектирование выборочного плана. Здесь исследователи должны разработать такой план построения выборки, при котором её репрезентативность будет наибольшей, а затраты времени и средств на её исследование будут наименьшими. Баланс достигается за счёт определения ограничений и степеней важности, соответствующих целям исследования и возможностям компании.
- Далее проводится установление методов доступа к совокупности. На этом этапе происходит выбор способов опроса людей, входящих в генеральную совокупность. Выбор этих методов зависит от возможностей опрашивающих, целей и задач исследования. В некоторых случаях лучше подойдёт телефонный опрос, в других – анкетирование и т.д.
- На следующем этапе производится составление необходимой численности выборки. Необходимость этого процесса обуславливается тем, что не всегда возможно получить информацию от того или иного респондента, попавшего в выборку, по разным причинам. Для устранения этой проблемы можно просто выбрать следующего по списку респондента, увеличить объём выборки или провести проектирование новой выборки.
- Далее исследователи должны провести проверку выборки на соответствие предъявляемых к ней требований, зависящих от целей и задач исследования. Также необходимо проверить выборку на предмет её репрезентативности.
- В случае, если полученная выборка не соответствует требуемым параметрам и критериям, необходимо провести построение новой выборки.