Что делать, если у Вас началась налоговая проверка

Данная статья написана в помощь руководителям и бухгалтерам, чтобы в ходе прохождения налоговой проверки знать свои права и обязанности и фиксировать соблюдение обязанностей проверяющего Вас налогового органа, потому что в дальнейшем несоблюдение налоговиками своих обязанностей может стать формальным основанием для признания акта налоговой проверки недействительным.

Прежде всего, следует знать что налоговая проверка может быть камеральной и выездной.

Камеральные проверки

Общая информация о правах, которые налоговое законодательство закрепило за налогоплательщиком в связи с возможностью проведения камеральной проверки, содержится в гл. 7 “Права налогоплательщиков при проведении камеральной проверки”.

Камеральная налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Цель ее – определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее – отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Более того, по смыслу п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации (расчета). На это также указывает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.03.2007 № 16086/06.

Однако так называемой углубленной проверке с проведением различных мероприятий налогового контроля (запросом пояснений, истребованием документов и т.п.) подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (п. п. 1, 3 ст. 88 НК РФ).

Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.

Возможна ситуация, когда налогоплательщик не представил в срок декларацию, а у инспекции есть информация, согласно которой объект налогообложения у налогоплательщика возник и, возможно, он должен уплатить налог. На практике в такой ситуации налоговики могут решить провести камеральную проверку, но действия налогового инспектора будут неправомерны, поскольку он не имеет основания для проведения камеральной проверки. Ведь такая проверка проводится только тогда, когда вы представили в налоговый орган декларацию или расчет по соответствующему налогу за конкретный период (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если у налогового органа декларации (расчета) нет, он вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но не камеральную проверку (п. 1 ст. 82, ст. 88 НК РФ). Эту позицию поддерживают и арбитражные суды (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07, от 26.06.2007 № 1580/07, ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 № А65-1368/2009).

Проверять одну и ту же декларацию (расчет) дважды налоговики не вправе – повторные камеральные проверки не предусмотрены законодательством.

Однако налоговики могут во второй раз проверить один и тот же налоговый (отчетный) период, если вы подали по нему уточненную декларацию (письмо Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267.)

Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Она может идти как один день, так и все три месяца. Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок.

В частности, они не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки. На это указывает Минфин России в своих разъяснениях (Письма от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471). Из этого исходит и большинство судов, включая ВАС РФ (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09, Определение ВАС РФ от 24.09.2009 № ВАС-10349/09, Постановления ФАС Московского округа от 23.10.2009 N№ КА-А40/11218-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.07.2007 №Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Углубленные камеральные проверки, которые включают не только автоматизированную сверку контрольных соотношений, но и проведение различных мероприятий налогового контроля, на практике проводят, как правило, в следующих случаях.

1. в ходе проверки контрольных соотношений налоговый орган выявил какие-либо противоречия, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами.

2. вы представили отчетность, в которой сумма налога заявлена к уменьшению или возмещению.

3. вы представили отчетность, в которой заявили льготы.

4. вы подали декларацию по налогу, связанному с использованием природных ресурсов.

5. вы подали налоговую декларацию с опозданием.

6. вы представили уточненную декларацию (расчет), в которой заявили изменение суммы налога к уплате.

7. Если вместе с декларацией (расчетом) вы подаете какие-либо документы, которые подтверждают ваш расчет налога (авансового платежа).

8. в отношении налогоплательщика получены запросы из других налоговых органов (например, при проверке контрагента), органов внутренних дел и т.д.

9. организация включена в базу данных фирм-”однодневок” и другие подобные базы.

Подчеркнем, что данный список не является исчерпывающим. Ведь камеральная проверка может быть проведена в полном объеме по любой декларации (расчету) (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Если такие признаки будут обнаружены, это будет означать, что выявлены противоречия в отчетности или несоответствия между сведениями, представленными вами и имеющимися у налогового органа.

Вариант 1. Представить уточненную отчетность, которая будет составлена с учетом требований налоговиков. По поданной уточненной декларации начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). На практике она также бывает углубленной.

Вариант 2. Не подавать уточненную отчетность, а представить пояснения.В этом случае вы должны быть готовы к тому, что вам могут не только доначислить налог, насчитать пени, но и привлечь вас к налоговой ответственности (уплата штрафа).

Вы вправе представить пояснения и приложить оправдательные документы, а налоговики будут обязаны их рассмотреть (п. п. 4, 5 ст. 88 НК РФ).

После окончания всех необходимых проверочных мероприятий при наличии доказательств совершения вами нарушения налогового законодательства налоговики оформят акт камеральной проверки.

При камеральной проверке налоговый орган может обнаружить признаки нарушений налогового законодательства, которые законодатель разделил на три категории (п. 3 ст. 88 НК РФ):

- ошибки в проверяемой отчетности;

- противоречия между сведениями, которые содержатся в представленных документах;

- несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, данным, которые есть у налоговиков.

При обнаружении таких признаков налоговый орган должен сообщить о них налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ, п. п. 2.2, 2.5 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О).

При этом инспекция вправе требовать у налогоплательщика пояснений или внесения исправлений по выявленным ошибкам, противоречиям и несоответствиям (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

При этом не имеет значения, какое количество документов запрошено (Письмо Минфина России от 01.02.2007 № 03-02-07/1-30).

Но если налоговики требуют от вас слишком большое количество документов или эти документы находятся, например, в вашем отдельно расположенном подразделении, то вы можете попробовать продлить срок их представления (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если вы не представите документы на основании требования налогового органа или представите их с опозданием либо не все, вы должны быть готовы к следующим негативным последствиям.

Во-первых, за непредставление налогоплательщиком документов по требованию налогового органа предусмотрены налоговая ответственность для самого налогоплательщика (п. 4 ст. 93, ст. 126 НК РФ) и административная ответственность для должностных лиц организации-налогоплательщика (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Во-вторых, возможны и иные последствия, а именно выемка подлинников истребованных документов (п. 1 ст. 87, п. 8 ст. 94 НК РФ).

В случае если налогоплательщик не представит документы в установленный срок или вообще откажется передать их по требованию налогового органа, с него могут взыскать штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если в течение 12 месяцев вас уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа составит уже 100 руб. за каждый непредставленный документ (п. п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Это единственная налоговая санкция за указанное правонарушение. Так, например, налоговики не вправе заблокировать вам расчетные счета только на том основании, что вы не исполнили требование о представлении документов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Одновременно на должностных лиц организации (например, на руководителя) может быть возложена и административная ответственность за указанное правонарушение. На них могут наложить штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2009 N 08-15/097090@).

Также необходимо помнить, что у налоговиков всегда есть возможность провести встречную проверку, т.е. обратиться за необходимыми документами и сведениями к вашим контрагентам или в банк, а также к иным лицам, которые ими располагают (ст. 93.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209).

На практике проверка заканчивается после того, как налоговики получат все необходимые им данные, проведут необходимые мероприятия по проверке.

Документом, который безусловно свидетельствует о завершении камеральной проверки, является акт камеральной проверки. Его налоговики составляют в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ), но только тогда, когда выявлено совершенное налогоплательщиком нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ).

В противном случае акта не будет. При этом инспекция не обязана уведомлять вас о завершении камеральной проверки (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@).

О завершении проверки может свидетельствовать следующее: трехмесячный срок истек и в течение этого срока не поступало требований о представлении документов, пояснений или внесении исправлений в поданную отчетность. Это косвенно подтверждает вывод, который Конституционный Суд РФ сделал в п. 2.2 Определения от 12.07.2006 № 267-О.

Исключение – камеральная проверка декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. Об окончании такой проверки вы узнаете в любом случае. Если при проверке выявлены нарушения, ее окончание будет оформлено в общем порядке – актом камеральной проверки (п. 3 ст. 176, п. 13 ст. 176.1 НК РФ). А если нарушений нет, налоговики либо вынесут решение о возмещении соответствующих сумм НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ), либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Отметим, что составление акта проверки происходит уже за рамками трехмесячного срока проверки. Но и на этом взаимоотношения налоговой инспекции и налогоплательщика по данной проверке не прекращаются.

Акт камеральной проверки вам должны вручить, а вы в свою очередь имеете право представить в налоговый орган возражения на него (п. п. 5, 6 ст. 100 НК РФ).

После этого налоговый орган должен вынести решение по итогам камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). И вы вправе участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).

В том случае, если вы не согласны с решением, которое вынес налоговый орган по проведенной камеральной проверке, вы можете его обжаловать в порядке, установленном ст. ст. 101.2, 137 – 142 НК РФ.

В настоящее время установлен один предельный срок проведения камеральной проверки: три месяца со дня подачи в налоговый орган декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Продление трехмесячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. На это указывает и Минфин России в Письмах от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471.

Также не предусмотрена законодательством и возможность приостановления камеральной проверки (ст. 88 НК РФ). Поэтому все действия по проверке (истребование пояснений, документов и т.п.) налоговый инспектор вправе совершать только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности. Но нарушение срока камеральной проверки не является безусловным основанием для отмены решения, которое принято по ее итогам (п. 14 ст. 101 НК РФ). Безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом к таким существенным условиям относится только обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Камеральная проверка, в ходе которой инспектор выявил нарушения налогового законодательства, оформляется актом камеральной проверки (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки выполняет две функции:

- является одним из документов, которые в совокупности составляют материалы камеральной проверки. На его основании руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в основном и принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ);

- информирует о предварительных результатах проверки налогоплательщика и служит основой для составления последним возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Отметим, что обязанность по составлению акта камеральной налоговой проверки в случае выявления фактов нарушения налогового законодательства появилась в ст. 88 НК РФ только с 1 января 2007 г. (п. 65 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

На сегодня несоставление акта камеральной проверки является одним из оснований для отмены решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. К такому мнению приходят арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2009 N КА-А40/8182-09-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 N А53-5911/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.02.2008 N Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Поэтому, если инспектор утверждает, что провел камеральную проверку представленной вами декларации и нашел у вас нарушения, он обязан составить акт проверки. Если он не сделает этого, решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения материалов проверки, может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В отношении акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ устанавливает следующие правила, которые должны соблюдать проверяющие:

- акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные НК РФ сведения;

- акт подписывается как инспектором, так и проверенным налогоплательщиком;

- инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

- экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его подписания вручается налогоплательщику (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Теперь рассмотрим, какие нарушения в акте проверки могут стать основанием для отмены решения.

1. Фактические ошибки:

а) неверно применены нормы права, не учтены существенные обстоятельства, недостаточно полно изучены документы, сделаны ошибочные выводы.

б) в акте отражены доначисления за периоды, по которым камеральная проверка не должна была проводиться.

в) арифметические ошибки и прочие технические ошибки в расчетах сумм недоимки и пени.

2. Формальные нарушения требований к содержанию и форме акта.

2.1. Существенные формальные нарушения:

а) не обозначены и не обоснованы факты нарушений налогового законодательства, которые вменяются в вину налогоплательщику.

б) неверно приведены ссылки на статьи НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщика предлагается привлечь к ответственности.

2.2. Несущественные формальные нарушения.

Помимо указанных выше нарушений требований к содержанию акта камеральной проверки могут быть и иные. Например, налоговый орган может допустить опечатку в ИНН или неверно указать либо вовсе не указать сведения о дате, номере акта проверки, лицах, проводивших проверку, или о периоде, за который проведена проверка, и т.д.

Статья принадлежит казанской аудиторской фирме Глобал Финанс Консалтинг auditor-on-line.ru

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Финансы и Бизнес © 2010 - 2017 Наверх