Как правильно выбрать аудиторскую фирму?

Для того чтобы выбрать аудиторскую организацию для проверки своей бухгалтерской отчетности необходимо для начала определится с целями проведения аудита.

Если организация преследует цель формального проведения аудита, только для того, чтобы сдать бухгалтерскую отчетность, эта статья не для вас.

Мы рассмотрим порядок выбора качественного аудитора для организаций, которым важен настоящий результат, истинная картина бухгалтерского учета и отчетности, даже если она будет не всегда приятной.

Напомним, что аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Не буду вдаваться в теорию, все это можно посмотреть в Законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307ФЗ.

Самое главное, при выборе аудиторской организации, чтобы аудиторская компания соответствовал требованиям, предъявляемым российским законодательством к таким организациям. Например, на основании п. 2 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» с начала 2010 года обязательный аудит вправе проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Индивидуальным аудитором признается физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и также являющееся членом одной из СРО. Причем осуществление деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов возможно только с даты внесения сведений о них в реестр СРО (ст. 3 и 4 Закона об аудиторской деятельности).

Самый простой и неправильный способ выбора аудиторской организации – посмотреть рейтинги аудиторских фирм, которых везде очень много. Почему этот способ является неправильным? Во-первых, рейтинги формируются на основе количественных, а не качественных показателей. Например, показатель выручки или количества аттестованных аудиторов работающих в организации. Во-вторых, выбирая аудиторскую фирму из 10-ки в рейтинге, Вы точно получите большие расходы по аудиту, а результатов может и не быть. Может, приехать к Вам один аттестованный аудитор с командой студентов из 5 человек, конечно к концу проверки Ваша бухгалтерия научит их каким-то азам бухгалтерского и налогового учета, но проверка окажется формальной.

Второй способ выбора аудиторской фирмы это соотношение цены и качества. Сравниваются цены на аудит в аудиторских организациях и выбирается что-то среднее или самое дешевое. И тут срабатывает правило «скупой платит дважды».

По моим расчетам, один день работы профессионального аудитора должен стоить минимум 5000 руб., но здесь речь идет именно о специалисте (подтверждением сего факта являются опыт работы сотрудника, наличие у него аттестата аудитора, прохождение курсов повышения квалификации и т.д.). Учитывая, что в месяце 20 рабочих дней, а также принимая во внимание сезонность аудиторской деятельности, постоянные расходы, средняя цена должна составлять 5000-7000 руб. в день.

Третий способ, который я считаю самым правильным это заранее обговорить состав группы (аттестованных) аудиторов, посмотреть их опыт проверок в аналогичных отраслях.

Так как качество аудиторской проверки в конечном итоге обеспечивается профессионализмом аудиторов, которые имеют стаж работы в различных отраслях.

Не стоит обращать внимание на длительный срок существования фирмы на аудиторском рынке, так как, в аудите очень большая текучесть кадров и очень мало постоянства. Необходимо смотреть только на опыт работы аудиторов.

Проанализировав информацию, при выборе аудиторской фирмы стоит изучить, от чего зависит увеличение или уменьшение цены (хорошо, если она зависит от ассортимента предоставляемых услуг).

Самый удачный вариант сотрудничества, это предоставление в рамках договора на аудит следующих услуг: консультационное обслуживание и право посещения лекций по бухгалтерскому и налоговому учету; подробный отчет аудитора после проведения каждого из этапов аудиторской проверки, который cодержит выводы, комментарии и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Нередко возникает такая ситуация: организация приняла решение о проведении аудита, выбрала компанию, заключила договор, но проверку аудиторская фирма провела только в апреле или в мае, после того как был сдан бухгалтерский баланс. При таких обстоятельствах, понятно, заключение аудитора на момент предъявления годовой бухгалтерской отчетности отсутствует. (Такая ситуация возможна по причине того, что компания использовала крайний срок для сдачи отчетности, либо потому, что в аудиторской фирме в графике проверок вашей компании не нашлось места в марте.) В этом случае рекомендуем перед сдачей отчетности запросить у проверяющей вас организации письмо о проведении аудиторской проверки, в котором руководитель фирмы укажет сроки проверки со ссылкой на соответствующий договор. Желательно также приложить копию договора, заключенного с аудиторской компанией.

Напомню, что по итогам проверки аудитор выдает компании-клиенту два документа

подробный отчет аудитора о проведенной работе;

аудиторское заключение, содержащее вывод о достоверности бухгалтерской отчетности.

В самом договоре на оказание аудиторских услуг фиксируется сфера таких услуг и их объем. При этом, как правило, предметом договора будет являться проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица за определенный финансовый (отчетный) год с целью выражения мнения о ее достоверности и соблюдении требований российского законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Этим же договором могут быть оговорены дополнительные услуги аудитора. Например, оказание консультационных услуг по вопросам налогового и бухгалтерского законодательства, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью клиента; проведение налогового аудита (более детальной проверки налоговой отчетности и правильности исчисления налогов) и т.п.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Финансы и Бизнес © 2010 - 2017 Наверх