Заключаем договор франчайзинга. Что необходимо учитывать?

Заключаем договор франчайзинга. Что необходимо учитывать

Из статьи Вы узнаете:

Заключаем договор франчайзинга. Что необходимо учитывать

Оформление франчайзингового договора требует тщательной проработки каждого пункта и внимания ко всем мелочам, поскольку оформляется на длительный период времени и регламентирует порядок отношений франчайзора и франчайзи по многим вопросам.

Предмет договора

Франчайзором разрабатывается один универсальный договор для всех франчайзи, желающих с ним работать. Обсуждение сторонами пунктов договора не предусматривается. Уступка для одного франчайзи повлечет за собой недовольство остальных. Предметом франчайзиногового договора является передача возможности пользования комплексом прав на интеллектуальную собственность (торговая марка, особенности производства) без передачи самих прав. Важно оформить эту часть максимально подробно, учитывая все нюансы. Лучше привлечь профессионального юриста, имеющего опыт оформления подобных сделок.

Целью договора является получение своей выгоды каждой из сторон. Франчайзор расширяет сеть сбыта своего продукта, франчайзи получает готовую и развитую концепцию бизнеса. Франчайзинговая система включает в себя цепочку связей между франчайзором и несколькими франчайзи, франчайзи между собой и франчайзи с конечными потребителями. Успех функционирования данного предприятия зависит от слаженного и эффективного взаимодействия всех 4-х сторон. Поэтому регламент этих отношений должен быть четко и детально прописан в договоре. Задача франчайзора заключается в контроле над франчайзи, которые должны соблюдать все правила, иначе от идеи работать под франшизой им лучше отказаться.

Этапы развития отношений в рамках договора

Партнерство франчайзора и франчайзи проходит три этапа:

  1. Франчайзор и франчайзи приходят к соглашению, подписывают договор. Франчайзи организовывает свое предприятие в соответствии с условиями договора, проходит необходимое обучение и приступает к работе.
  2. Фаза так называемой обкатки. Когда партнеры начинают вести деятельность в штатном режиме. Если направление развития отношений устраивает обе стороны, то совместная работа может вестись десятки лет.
  3. Завершающий этап. Партнерство может закончиться по разным причинам: нарушение пунктов договора, невозможность или нежелание одной из сторон далее продолжать работу в соответствии с договором, форс-мажорные обстоятельства.

Франчайзинговый пакет

По сути, франшиза и лицензия – родственные понятия, однако, между ними есть различия:

  • франчайзи, работая под франшизой, не использует собственное наименование, логотип или технологии. Купив лицензию, можно работать под своей торговой маркой;
  • франчайзор на регулярной основе оказывает всяческую поддержку своему партнеру в виде консультаций, обучения, рекламы, маркетинговой стратегии, за что получает роялти. За лицензию платится однократно;
  • франчайзи занят реализацией исключительно продукта франчайзора. А после покупки лицензии предприниматель может продвигать товар нескольких фирм.

Подписывая договор, франчайзи получает сведения обо всех деталях производственного процесса, обязуясь следовать установленным в производственном пособии стандартам. Особое внимание в договоре должно уделяться составу франчайзингового пакета. То есть, что конкретно франчайзор предлагает партнеру. Обычно в стандартный набор входят:

  • всесторонняя поддержка на начальных этапах открытия бизнеса;
  • обучение и дальнейшее повышение квалификации персонала при модернизации производства;
  • подробная информация о технологиях производства и особенностях ведения конкретного вида бизнеса;
  • права пользования торговой маркой, рекламными компаниями и маркетинговыми стратегиями.

Финансовый вопрос

В системе франчайзинга существует два вида выплат: вступительный (паушальный) взнос и роялти.

Паушальный взнос выплачивается франчайзору единожды за возможность работать под его товарным знаком и использовать все наработки по ведению данного вида деятельности. Данный платеж производится как покрывающий расходы франчайзора на вывод на рынок нового предприятия.

Роялти – это регулярные платежи. В договоре может быть оговорен один из видов: процент с оборота, процент с маржи (наценки) или фиксированный платеж. Могут быть упомянуты и иные выплаты. Например, взносы в рекламный фонд. Также прописывается схема контроля за уплатой, утверждаются формы отчетности.

Срок действия договора

Франчайзи может претендовать на пролонгацию договора, если с его стороны не были нарушены условия. Следует обратить внимание на сроки аренды помещения и действия договора франшизы. В случае их несовпадения франчайзи понесет дополнительные расходы.

Эксклюзивность территории

В соответствии с условиями договора франчайзор может сделать франчайзи монополистом на определенной территории, если это не противоречит концепции развития его бизнеса. Также может быть предоставлено право открытия еще одного предприятия на оговоренной территории. Если оно не реализовано франчайзи, то место получит другой партнер.

Обязанности сторон

Этот пункт составляет основную часть всего объема договора, поскольку от точности изложения всех деталей зависит характер будущих отношений партнеров.

Заключение

В составе прочих пунктов договора могут оговариваться условия закупки сырья только у рекомендованных поставщиков, а также подробно прописываться условия и порядок расторжения.

Это далеко не весь перечень позиций, освещаемых во франчайзинговых договорах. Под каждый вид бизнеса с учетом специфики его ведения разрабатываются отдельные положения.

[youtube]2kwC7q-rQnc[/youtube]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *