Виды франшизы: определения и основные различия

Виды франшизы определения и основные различияЕсли вы хотите заняться франчайзингом, то необходимо понимать, что это не только передача прав на определенную торговую марку. Этот вид бизнеса имеет множество подводных камней, и часто люди прогорают, даже открыв точку известного ресторана быстрого питания. Существует несколько разновидностей франшизы, отличающихся по деталям в договоре. В первую очередь, различие заключается в правах, которые передаются человеку при покупке франшизы. Какие же виды можно перечислить? Давайте разберемся детальнее.

Товарная франшиза

Проще говоря товарная франшиза - это право перепродавать товары той марки, которую выпускает франчайзер. Существует множество брендов косметики, которые нанимают «агентов», просто реализующих товары. Работает все приблизительно так: обращается человек к франчайзеру и предлагает свои услуги, закупает товар и продает его. В зависимости от конкретного договора вся прибыль или ее часть уходит продающему, а компания получает доход с оптовой продажи.

Ответственность за цены, рекламу и качество товара лежит на компании, которая выпускает франшизу. Но не стоит радоваться раньше времени. Да, обычно франчайзи платит мало – лишь за персонал, аренду зала и расстановку продукции. На первый взгляд, траты небольшие, и это подкупает. Но в предпринимательской деятельности не всегда такая экономия оправдывает себя. У франшизы этого типа есть ряд минусов: низкая рентабельность, наличие партии, минимально допустимой к закупке. При этом не всегда товары продаются. Таким образом, вы рискуете своими деньгами.

Не просто так говорят, что скупой платит дважды. Такой бизнес имеет шансы, если вы торгуете продукцией под известной маркой. Здесь есть возможность окупить вложения, и тогда этот бизнес будет выгодным. Но все равно с осторожностью смотрите на товарные франшизы.

Производственная франшиза

Здесь право дается не только на продажу, но и производство определенного класса товаров. То есть происходит реализация товара, изготовленного не самой компанией, а вами. Примеров можно привести много. Например, большая часть напитков компании «Кока-кола» производится по технологии самой американской компании из концентрата, но на наших заводах.

Объемы выпускаемой продукции значительно больше, но обязательно наличие производственных мощностей. Однако если компания известна, то такая франшиза по-прежнему будет очень популярной. Это вообще во франчайзинге ключевой фактор – независимо от схемы работы, если бренд известный, вы имеете больше шансов продать товар. Но будьте внимательны, самим тоже надо что-то делать. Иначе вы не только подставите сам бренд, но и ваш бизнес прогорит.

Плохо еще то, что требуются производственные мощности. Это приводит к расходам на начальных этапах бизнеса, но и окупаются вложения лучше, чем в предыдущем варианте. Ведь вы полностью контролируете производство, и точно знаете свои затраты. Ценовая политика может регулироваться вами же. В случае товарной франшизы стоимость зависела в первую очередь от франчайзера, но здесь уже на вас лежит ответственность за цену. Хотя многое зависит и от дистрибьютора – он может давать свои накрутки.

Франчайзинг в сфере услуг

Здесь имеется право использовать определенные технологии или знания. В общем, все, что связано с услугами. Это самый развитый вид франчайзинга, но и наиболее сложный. В качестве примера идеально подходит ресторанный бизнес (сюда же относятся кафе, пиццерии, фастфуды и так далее). Именно франчайзинг в сфере услуг у нас принято подразумевать, когда мы вообще слышим этот английский термин.

Преимущества этой схемы – возможность обучения (с учетом всех мельчайших деталей), высокая рентабельность, действительно свой бизнес. Ответственность за результаты торговли лежит исключительно на вас, но для старта нужно потратить немало денег. Чтобы добиться успеха, нужно уметь не только строить стратегию, но и просчитывать тактику ведения бизнеса.

Часто предпринимателям говорят, что нужно учиться видеть будущее. Это так, но иногда человек так внимательно смотрит в подзорную трубу, что не замечает пожара под ногами. И в результате, корабль бизнеса не доплывает до конечной точки, хотя кажется, что движение происходит в правильном направлении.

Заключение

Чтобы выбрать тот тип франшизы, который больше всего вам подойдет, оценивайте риски и необходимые капиталовложения. Обязательно читайте, причем старайтесь развиваться разносторонне. И что важно, внимательно изучите договор. Иногда там можно увидеть много ловушек, которых можно избежать. Причем некоторые из них делаются «на дурака», то есть они банальнейшие. О том, что мелким шрифтом пишутся самые заковыристые строки контрактов, знают все, но все равно не читают.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Финансы и Бизнес © 2010 - 2017 Наверх