РОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА МВА ВПЕРВЫЕ ПОЛУЧИЛА ЕВРОПЕЙСКУЮ АККРЕДИТАЦИЮ

С конца восьмидесятых — начала девяностых минувшего столетия рынок образовательных услуг переживает мощный всплеск интереса со стороны выпускников средних школ и профессионалов-взрослых к экономическим и управленческим дисциплинам. В ответ на спрос за двадцать лет появилось огромное количество вузов, академий, университетов, выпускающих специалистов в области экономики и менеджмента весьма среднего, а порой и сомнительного качества. Аналогичная ситуация складывается и с программами МВА, дающими степень «Мастер делового администрирования» (иначе «Master of Business Administration»). Данная степень подкрепляется государственным дипломом о получении дополнительного к высшему образования экономико-управленческого образца. С 2000-ого года, то есть с момента начала общероссийского эксперимента с МВА, редкий вуз или учебный центр разного формата не использует эту заманчивую аббревиатуру МВА.


Человечество давно выработало приемы защиты от некачественных, низко квалифицированных специалистов. Европейское «цеховое сообщество» принимает в свои ряды только тех «мастеров», которые прошли самые серьезные испытания и приобрели навыки мастерства, адекватные общемировым стандартам. Так, в целях борьбы за соответствие управленческих программ титулу « Master of Business Administration» Европейский фонд развития менеджмента (efmd — european fund of management development) ввел строжайшую аккредитацию учебных программ не только европейских стран, но и стран всего мирового сообщества. Под эгидой EFMD была создана Европейская система аккредитации обучающих программ (сокращенно EPAS — european programme accredited system). За непродолжительное время, созданная Европейским Союзом система аккредитации, а именно EPAS, завоевала прочные авторитетные позиции и вошла в четвертку признанных в мире аккредитационных систем, в составе которых AASSB, EQUIS, EPAS/EFMD, AMBA. Из российских программ МВА лишь единицы получили аккредитацию АМВА (Ассоциация программ МВА Великобритании). В их числе такие известные программы МВА, как МВА ВШМБ, МВА ИБДА, МВА Мирбис, МВА ВШМ Санкт-Петербургского Университета. Однако ни одна российская программа МВА не получала до сих пор аккредитацию EPAS, которая по сути представляет собой аккредитацию Европейского Союза. Лишь в этом году аккредитации EPAS удостоилась первая отечественная программа МВА. Этой программой оказалась программа МВА «Финансы» Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Столь знаменательное для российского бизнес-образования событие — результат грандиозной кропотливой работы преподавателей и слушателей ВШФМ РАНХиГС на протяжении всего периода существования этой бизнес-школы. Дата начала ее официального существования — 1996 год. Экспертная комиссия EPAS, сформированная из представителей разных стран, посетив ВШФМ в октябре 2010 года, высоко оценила качество российской МВА «Финансы», назвав ее «блестящим примером баланса академических и управленческих методов обучения, развивающих у слушателей способность принимать эффективные управленческие решения».
Программа МВА «Финансы» рассчитана на функциональных менеджеров высшего и среднего звеньев управления. Ее продолжительность — два года. Чтобы стать слушателями программы, абитуриенты проходят конкурсный отбор. Важную роль играет предшествующее образование. В качестве вступительных испытаний абитуриенты пишут эссе, проходят собеседование с менеджерами программы и ее директором. В среднем один из двух абитуриентов становится слушателем программы МВА «Финансы» ВШФМ. Европейские эксперты подтвердили, что такие требования к потенциальным слушателям «адекватны программе МВА». Статистика свидетельствует о том, что более 80 процентов выпускников МВА «Финансы» значительно продвинулись по карьерной лестнице и повысили свой профессиональный статус.
В первый год обучения в программе МВА «Финансы» слушатели изучают дисциплины, позволяющие преодолеть так называемую «фазу диагностики». В течение второго года они осваивают технологии и алгоритмы, с помощью которых учатся разрабатывать альтернативные сценарии развития бизнеса, проводить их оценку, включая инвестиционную. Зарубежные специалисты с интересом отнеслись к применяемой в ВШФМ структуре учебного процесса, «ядром» которого является итоговый проект, разрабатываемый группой слушателей (3-4 человека) на примере реальной компании. Эксперты признали, что «центральная роль проекта — от финансового диагноза до оценки различных сценариев — обеспечивает подход, в значительной степени соответствующий корпоративным нуждам» и поздравили ВШФМ с «качественным дизайном программы».
Теоретические основы обучения в программе МВА «Финансы» базируются на зарубежных учебных пособиях, переведенных на русский язык. В ходе обучения обсуждаются западные и российские кейсы. Получил в ходе экспертизы одобрение и широкий спектр методов оценки знаний и навыков слушателей.
Для повышения эффективности учебного процесса в МВА «Финансы», Школа активно использует концепцию mix-method, основанную на комбинации традиционных и инновационных методов обучения, в числе которых: групповая и самостоятельная работа, практические упражнения, решение кейсов, обсуждение реальных примеров из практики, тренинги и креативные методы обучения (симуляции, консалтинг, коучинг), деловые игры, презентации и многое другие.
«Сочетание глубокого теоретического изучения финансов и новейших практически значимых методик дает, – по мнению экспертов, – мощный синергетический эффект, максимально отвечая нуждам современных корпораций». Эксперты также отметили «отличный уровень финансов и их прикладного использования в менеджменте». Кроме того, было признано «соответствие преподавательского состава МВА «Финансы» мировым требованиям». 78 процентов преподавателей программы МВА «Финансы» имеют ученую степень, почти все они являются практикующими специалистами в области финансов, финансового менеджмента, общего и стратегического менеджмента. Большинство преподавателей получили международное признание и зарубежное образование. Эксперты обратили внимание на то, что «Школа активно способствует росту своих преподавателей, поощряя их защищать диссертации». За последние три года преподавателями ВШФМ опубликовано свыше 300 статей, некоторые — в зарубежных журналах. Соотношение преподавателей и слушателей в МВА «Финансы» составляет 1:6.
Отмечая достоинства программы, члены экспертной группы EPAS/EFMD рекомендовали Школе «больше внимания уделять зарубежным стажировкам слушателей МВА, шире применять английский язык в процессе обучения, постепенно увеличивать количество зарубежной профессуры». Высоко отозвались эксперты и о качестве подготовки выпускников МВА «Финансы», назвав его «отличным». Не менее высоко они оценили вклад выпускников программы МВА «Финансы» в российскую экономику: «на данном этапе развития экономики страны российские корпорации остро нуждаются в выпускниках ВШФМ РАНХиГС, которые привносят в бизнес современные финансовые технологии и методы управления».

Глушецкий А.А., зам. главного редактора еженедельника «Экономика и жизнь»

Прислал(а) Jane (enikitan@anx.ru)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *