Основные типы и виды выборки в маркетинге

Все выборки подразделяются на два основных вида: вероятностные и невероятностные. К первому типу относятся случайная, механическая, стратифицированная и серийная выборка. Ко воторому типу относятся квотная, стихийная, выборка типичных случаев а также выборка, составленная по методу снежного кома. Рассмотрим эти типы более подробно.

При простом случайном отборе (при случайной выборке) производится отбор элементов из однородной генеральной совокупности. Предполагается одинаковая доступность всех элементов ГС.

При составлении механической выборки (систематической выборки) список генеральной совокупности ранжируется по какому-нибудь признаку (порядковый номер, алфавитный порядок и т.д.) и в выборку входит каждый k-ый элемент. Например, при шаге 4 это могут быть элементы 4, 8, 12, 16… или 3, 7, 11, 15…

Стратифицированная (районированная) выборка – это такой вид выборки, который предполагает необднородность ГС. В этом случае генеральная совокупность разбивается на однородные районы (страты), в каждом из которых происходит дальнейшая выборка случайного или механического типа.

Последний вид вероятностных выборок – это серийная (гнездовая или кластерная) выборка. При использовании этого типа выборка составляется не из отдельных элементов, а из групп, называемых сериями, гнёздами или кластерами. В рамках одного кластера проводится сплошное исследование.

Одним из наиболее распространённых типов выборки в маркетинге является квотная выборка. Суть заключается в следующем: сначала ГС разбивается на некие группы по какому-либо параметру. (Например по возрасту: до 20 лет, 20-30 лет, 40-60 лет, больше 60 лет). Далее для каждой группы определяется численность объектов для исследования и производится выборка произвольного типа. Количество выборки из группы определяется как правило либо заранее известным коэффициентом вхождения в ГС, либо устанавливается равным для всех групп.

Таже весьма интересным является тип выборки, составляемой по методу “снежного кома”. В этом случае интервьюер, проведя опрос всего одного респондента, просит его дать контактную информацию друзей или знакомых, которые могли бы пройти аналогичный опрос. Таким образом, выборка фактически формируется самими респондентами.

Следующий вид – стихийная выборка. Основная отличительная особенность этого типа состоит в том, что у респондент самостоятельно принимает решение об участии в опросе. Она также определяется самими респондентами, и её численность зависит от их активности. К этому виду относятся интернет-опросы, голосования в газетах и журналах, на телевидении и т.д.

Сущность выборки типичных случаев заключается в том, что исследователи отбирают из генеральной совокупности объекты, обладающие наиболее выраженными типичными особенностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *