Пример решения задач по маркетинговым исследованиям методом экспертных оценок. Шпаргалка с формулами на экзамен по маркетингу (скачать бесплатно).

Из статьи Вы узнаете:

Задача:

В результате маркетингового исследования характеристик “А” и “Б” экспертным методом были получены данные, представленные в таблице. Необходимо определить экспертную оценку, коэффициент согласования и коэффициент рассогласования оценок.

Номер эксперта
Исследуемая характеристика 1 2 3 4 5
Характеристика “А” 80 90 120 100 70
Характеристика “Б” 40 60 70 30 60

Решение:


1. Найдём среднее значение характеристик А и Б по формуле:

Xср=Σ(Xi)/N,

где Xi – это значение характеристики i-го эксперта, а N – количество экспертов.

В нашем случае Xср(А)=(80+90+120+100+70)/5=92, и Xср(Б)=(40+60+70+30+60)/5=52

Среднее значение и есть значение экспертной оценки. В некоторых случаях, тем не менее, применяются и другие методы определения экспертных оценок:

  • При методе медианы результаты, полученные от экспертов, ранжируются в порядке возрастания или убывания, а затем выбирается центральное значение. Например, при оценках 7, 6, 9, 8, 7 упорядоченный ряд будет выглядеть как 6, 7, 7, 8, 9. В этом случае медианой будет значение “7″, так как оно стоит в центре упорядоченного ряда. Если в ряду имеется чётное количество элементов, медианой будет среднее арифметическое двух центральных.
  • При методе моды Экспертная оценка будет наиболее популярным и часто встречающимся значением.

2. Коэффициент согласования является величиной, показывающей степень близости мнений экспертов по данному вопросу. Рассчитаем уровень согласования экспертных мнений по формуле:

L=1 – δ/Xср,

где δ2 – это среднеквадратическое отклонение значений ответов экспертов от среднего. Для определения величины среднеквадратического отклонения необходимо воспользоваться следующей расчётной формулой дисперсии, приведенной ниже. Среднеквадратическое отклонение будет равно квадратному корню из дисперсии.

δ2=Σ(Xi – Xср)2/N

В нашей задаче значения дисперсии будут ровняться: δ2(А)=(122+22+282+82+222)/5=284, и δ2(Б)=(122+82+182+222+482/5=232

В соответствии с рассчитанными данными, коэффициенты согласования для характеристик А и Б соответственно будут равны L(A)=1-√284/92=0,82 и L(Б)=1-√232/52=0,71.

Коэффициент рассогласования показывает степень разногласий в мнениях экспертов. Он является величиной, обратной коэффициенту согласования и вычисляется по формуле:

V=1 – L

В данной задаче он будет равен V(А)=0,18 и V(Б)=0,29.

Если L<0,6 - оценка отвергается и проводится повторное исследование. При L>6 исследование считается успешным.

Ответ:

В результате маркетингового исследования выяснилось, что экспертная оценка характеристики “А” равна 92, а характеристики “Б” – 52. Результаты исследования являются приемлемыми, так как коэффициент согласованности мнений экспертов достаточно высок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *