Измерения в маркетинговых исследованиях — это система, имеющая базовое значение, без которой само понятие исследований не имело бы смысл. При составлении анкеты важно знать основные типы шкал и выбирать наиболее подходящие для каждого вопроса. От правильного выбора типа измерительной шкалы будет зависеть весь дальнейший результат.
Теперь давайте более подробно остановимся на различных типах шкал, дадим им определения и приведём примеры их применения.
Шкала наименований подразумевает выбор одного или нескольких наименований из списка.
Например: выберите марки автомобилей, которые вам нравятся по дизайну:
- ауди
- мерседес
- БМВ
…
Шкала ранжирования подразумевает расположение вариантов в порядке возрастания/убывания какой-либо их характеристики.
Например: запишите эти марки автомобилей так в порядке вашего к ним отношения так, чтобы на первом месте оказался самый красивый автомобиль, а на последнем – самый некрасивый:
- ауди
- мерседес
- БМВ
…
Шкала интервалов подразумевает причисление каждого варианта к какому-либо качественному интервалу.
Например: оцените степень стильности дизайна этих марок автомобилей по шкале: 1-ужасно, 2-плохо, 3-нормально, 4-хорошо, 5-отлично:
- ауди
- мерседес
- БМВ
…
Шкала отношений подразумевает количественное отношение респондента к чему-либо.
Например: укажите вероятность приобретения вами какого-либо из этих автомобилей:
- ауди
- мерседес
- БМВ
…
Каждый из типов шкал имеет как свои плюсы для системы измерений в маркетинговых исследованиях, так и свои минусы. При выборе типа шкалы необходимо точно понимать, какие именно данные нужно получить для максимально качественного результата.