Разработка плана маркетинга – это результат и одновременно важнейшая часть маркетингового планирования. Как правило, все предприятия придерживаются при составлении плана маркетинга определённых правил и общепринятой структуры, включающей в себя наиболее важные элементы.
Существует два основных вида маркетинговых планов: стратегический план и тактический план. Основное отличие этих двух видов состоит в длительности промежутка времени, на которые эти планы составляются.
Стратегические планы, как правило, составляются на годы вперёд и определяют общее направление деятельности предприятия, его основные глобальные принципы. Иногда в данном контексте применяется понятие “миссия компании”. Тактическое же планирование занимается решением краткосрочных задач и проблем, стоящих перед предприятием. Разработка тактического плана обязательно должна проводиться в рамках стратегического, противоречия в данном случае полностью должны исключаться.
Структура плана маркетинга обычно выглядит примерно так:
- Товарный план – определение видов производимой и реализуемой продукции (или услуги)
- Определение временных промежутков, в течении которых будет продаваться тот или иной товар (услуга)
- План разработки новых видов продукции или услуг
- Планирование сбыта товаров и обеспечения эффективного функционирования каналов распределения продукции
- План организации рекламы и стимулирования продаж
- Разработка оптимальной ценовой политики
- План проведения маркетинговых исследований
Что касается представления информации при разработке плана маркетинга, существует такая структура:
- Вводная часть плана содержит краткое описание и аннотацию, содержащую основные моменты и положения планирования. Эта часть часто предоставляется руководству компании для оценки правильности направления деятельности маркетингового планирования.
- Описание текущей маркетинговой ситуации на рынке и на самом предприятии служит отправной точкой плана маркетинга.
- Потенциальные опасности и возможности, определяющие рамки планирования маркетинга
- Цели и задачи деятельности предприятия
- Определение основной стратегии поведения предприятия
- Пошаговая тактика или программа действий
- Определение бюджета, отводимого на маркетинговую деятельность в том или ином направлении
- Планирование методов и способов контроля проводимой деятельности