В общем виде модель маркетинговой коммуникации имеет такую же структуру, как и любой другой тип коммуникации (психологическая, социальная и т.д.). В эту модель входят следующие элементы:
- КТО? Источник сообщения (информации), или отправитель. Также называется адресантом или коммуникатором. Например, это может быть работник службы маркетинга.
- ЧТО? Информационная составляющая сообщения. Содержание и смысл передаваемых данных. Например, рекламное сообщение о преимуществах товара.
- КАК? Методы, способы и средства коммуникации. Например, реклама по радио или телевидению.
- ГДЕ и КОГДА? Определение фрейма (рамки) пространства и времени, в котором будет реализован коммуникативный процесс. Например, в городе Санкт-Петербург, летом этого года.
- ЗАЧЕМ? Назначение коммуникативного процесса либо желаемый результат. Например, для увеличения объёма продаж.
- КОМУ? Приёмник сообщения, реципиент или адресат, т.е. получатель информации. Другими словами – целевая аудитория. Например, молодые люди в возрасте 20-30 лет.
Этапы процесса маркетинговой коммуникации
- Определение коммуникационного сообщения.
- Кодирование и фильтрация сообщения.
- Передача сообщения по каналу коммуникации.
- Получение сообщения адресатом, декодирование.
- Ответная реакция и обратная связь.
Необходимо учитывать тот факт, что в течении всего процесса элементы маркетинговой коммуникации подвергаются влиянию различных помех, способных искажать истинную картину. Помехи бывают физическими (повреждение носителей информации, неисправности работы канала и т.д.), психологическими (различное эмоциональное восприятие реальности разными людьми) и семантическими (неоднозначность интерпретации сообщения).